-
- В это время в стране наступило относительное спокойствие. Власть перешла к наиболее могущественным князьям, которые, жестоко подавив противников, вывели страну из разрушительных междоусобиц, раздиравших ее около ста лет. Но все же этот «мир» был еще хрупким и непрочным. Самурайские кланы продолжали возводить огромные замки-крепости, за стенами которых можно было бы спрятаться в случае возобновления военных действий.
-
- Монументальная замковая архитектура должна была составлять представление о могуществе и богатстве владельца. Парадные и жилые помещения в замках украшались панорамными росписями и ширмами, которые покрывали все стены. Часто такие росписи выполнялись на золотом фоне. Большие декоративные композиции, тяжеловесно поблескивающие золотом, писал и Тохаку.
-
- Считается, что знаменитые расписные отъезжающие в сторону стены-двери Тохаку-фусума, в храме Тисякуин (1592), положили начало фуога - "живописи кленов и вишен".
-
- На золотом фоне Тохаку изобразил массивный ствол старого клена, искривленного временем и бурями. Его кора с рваными, широкими штрихами в контрасте с нейтральным спокойным фоном, создает впечатление, как будто растет из золотой поверхности. Все растения, которые появляются в японских средневековых стихах или картинах, имеют четко фиксированный символический, а порой и религиозно-философский смысл.
- И именно поэтому во всех работах Тохаку следует различать несколько уровней: на внешнем - конкретные пейзажные мотивы, а на внутреннем - символическую картину вечных истин природы.
-
- Тохаку владел обширным набором художественно-технических приемов, черпая знания у таких мастеров, как Сога Сёсё, представителя малоизвестной школы, тесно связанной с монастырем Дайтокудзи, и Кано Сёэй, главы набиравшей официальное признание школы. Но зрелые годы Тохаку не сошелся взглядами с Кано, и даже заключил альянс против них с крупнейшим мастером чайного действа Сэн-но Рикю, который так же был связан с монастырем Дайтокудзи.
- Монастыри не утратили в эпоху Момояма своего значения, хотя и потеряли монополию на культуру. Долгое время Тохаку выполнял заказы столичного монастыря Хомподзи и был удостоен высокого монашеского звания "мост закона" - хокё. Там он создает, сохранившуюся по сей день, композицию "Будда Сакья-муни в нирване", в которой Тохаку следует традиционной буддийской иконографии.Поклоняясь Сэссю и изучая его творчество, Тохаку обратился к истокам японской монохромной живописи тушью - творчеству китайских художников времен сунской династии (X-XIII вв.). Вдохновленный примером Му Ци, Тохаку напишет свиток «Обезьяны среди сухих деревьев».
- Тохаку необычайно умело пользоваться многотональными оттенками туши. Из все сохранившихся работ наиболее выразительна большая композиция «Сосновая роща», написанная на шестистворчатой ширме. На шести створках ширмы изображены несколько сосен в тумане. Матовая поверхность ширмы, задуманная живописцем как густая пелена тумана, из которого, как видения, внезапно вырастают силуэты старых сосен. Всего лишь немногими смелыми пятнами туши создает Тохаку поэтическую картину осеннего леса, которые по сей день восхищают людей во всем мире.
воскресенье, 16 декабря 2012 г.
Биография Тохаку
на
01:05
Наши рубрики
Наша планета